Калининский район г.ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта. 

Новый информационный ресурс доступен по адресу http://kalin.cap.ru/ 

Кто такой отличник?

 

Ответ на этот вопрос можно получить, заглянув в далёкое (а для кого-то не очень) школьное прошлое. «Отличник», он же «ботаник», он же «заучка» — человек, необыкновенно много времени уделяющий учёбе, в ущерб (по неоспоримому мнению одноклассников) многим другим сферам жизнедеятельности. «Отличник» — понятие во многом неоднозначное: безусловно, с точки зрения взаимоотношений с вышестоящими, будь то родители и учителя для ребёнка, или начальство для взрослого человека, быть отличником хорошо. Однако именно отличники часто оказываются не принятыми в классе, людьми, зачастую не умеющими успешно адаптироваться в трудовом коллективе. Из каждого правила существуют исключения, тем не менее, эта тенденция отчётливо прослеживается. В чём причина такого положения дел?

     Для ответа на поставленный вопрос исследуем понятие «отличник» в различных направлениях.

1.  Начнём с лингвистического анализа.

    Итак, Отличник, согласно Малому академическому словарю, — учащийся, получивший отличные оценки по всем основным предметам, а также тот, кто отлично выполняет свою работу.

     Существительное отличник образовано от прилагательного отличный, образованного, в свою очередь, от глагола отличаться, обозначающего выделиться из числа других чем-либо (храбростью, доблестью, умением и пр.) Однако следует обратить внимание на оттенок значения с пометкой разг. Совершить что-либо, вызывающее удивление, осуждение и пр.
     Таким образом, уже на этапе лингвистического анализа в значении слова обнаруживаются негативные оттенки смысла. Следовательно, отличник — тот, кто делает нечто, благодаря чему выделяется на фоне других, вызывая широкую палитру чувств от удивления до осуждения и зависти.

     2. Среди факторов, влияющих на возможность стать отличником, можно выделить группу социологических факторов — социологическое направления изучения понятия «отличник».
     На успехи учащихся влияют
многие факторы. Дети со слабым здоровьем или получающие недостаточное питание, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями, соответственно, имеют невысокие шансы стать отличниками. Восприятие себя как компетентного ученика может иметь заметное влияние на успешность учения. Одно из исследований показало, что около 30% учащихся недооценивают свои реальные способности. Эти дети просто не ожидают от себя многого и удивляются, если их оценки время от времени оказываются высокими. Ситуация в данном случае осложняется ещё и тем, что учитель тоже не ждёт от этих учащихся особых успехов... со всеми вытекающими последствиями.

     Согласно Д. Мак-Клелланду, причины более высоких достижений в учёбе одних детей по сравнению с другими могут быть связаны с ценностями той культуры, в которой они воспитаны. Предприняв сопоставление нескольких исторических периодов в ряде различных культур, Мак-Клелланд пришел к выводу, что мотивация достижения — стремление достичь успеха и превосходства — является культурной ценностью. На любом этапе развития общества в одних социальных группах личные достижения ценятся выше, чем в других. Кроме того, разные культуры или субкультуры могут ценить разные виды достижений. В одних группах больше ценят образовательный уровень, в других отдаётся предпочтение успеху в обществе. Дети, родители которых разделяют ценности, отличные от принятых в школе, часто имеют более слабую мотивацию к учению. Такие дети могут направить свою потребность в достижениях в другие сферы деятельности.

     3. Теперь, когда получено более полное определение исследуемого термина, имеет смысл приступать к психологическому изучению рассматриваемого явления. Наше исследование будет проводиться в рамках социальной психологии, поскольку будут рассматриваться взаимодействия группы и индивида, без учёта его внутренних мотивов и установок, позволивших ему стать отличником.
     Понятие отличник в
психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу.
     Отличники — непохожие на других — люди, чьё поведение и способ мышления отличается от общепринятых — часто привлекают внимание и бывают окружены сонмом стереотипов. Например, таких:

1.  Отличники — скучные зануды.

2.  Отличники — очень поверхностные люди, потому что на самом деле не знают ни одного предмета достаточно глубоко, невозможно быть одинаково компетентным в совершенно различных областях: невозможно одинаково хорошо разбираться в точных и гуманитарных науках.

3.  Отличники — ябеды и подлизы, им ничего не стоит предать интересы товарищей, чтобы выслужиться перед преподавателем в надежде на отличную отметку.

     А, осознавая свою «инакость», отличник часто становится заложником своей «отличности», неверно истолковывая действия и намерения одноклассников. Например, предложение дружбы может рассматриваться не только как искреннее намерение, но и как потребительское желание иметь возможность списывать.

     
Осознание себя представителем меньшинства — (в нашем случае — отличник среди хорошистов и троечников) — также может искажать обычный ход мыслей и процессы памяти у этого человека; это приводит к тому, что его поведение выглядит неуместным.

Лорд и Саенс, 1985

     Отличник часто начинает вести себя настороженно по отношению к одноклассникам, не доверяя им, что ещё более углубляет трещину во взаимоотношениях, если она уже существует.
     Таким образом, антагонизм между классом и отличником, как правило, бывает обусловлен
стереотипами, лежащими в основе предрассудков, которые являются побочным продуктом нашего мышления — способом упрощения окружающего мира. Стереотипы имеют когнитивные последствия и когнитивные источники. Придавая определённое направление интерпретациям и памяти, они заставляют «обнаруживать» доказательства в их поддержку, даже если таковых не существует.
     Например, желание отличника в школьном походе поставить палатку по всем правилам, сверившись первоначально с инструкцией, может восприниматься одноклассниками не как радение за общую безопасность, чтобы тент не упал всем на головы в самый неподходящий момент, а исключительно как проявление занудства, свойственного отличникам.
     Поэтому стереотипы устойчивы к изменениям. Стереотипы оказывают большое влияние, когда они сильны, когда судят о малознакомых людях. Стереотипы также могут тонко искажать наши оценки поведения человека, хотя обычно мы отбрасываем за ненадобностью групповые стереотипы при объяснении поведения знакомых нам людей.
     В силу ряда причин далеко не каждый человек может стать отличником, следовательно, это неординарные, своеобразные, яркие, интересные люди. Для того, чтобы это понять, необходимо ближе познакомиться с ними, что даст возможность отбросить стереотипы их восприятия.

 


Система управления контентом
428022, ул. 50 лет Октября, д.10а
Телефон: (8352) 63-22-55
Факс: (8352) 23-44-01
E-Mail: kalin@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика