Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению жителя г. Козловка Г. о неправомерных действиях ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы ЧР» в связи с вынесением заключения об отсутствии нуждаемости в сопровождении при санаторно-курортном лечении.
В соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000г №789 федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы выносят заключение о нуждаемости пострадавших в мерах социальной поддержки, включая реабилитацию, в том числе в санаторно-курортном лечении.
Согласно справке серии ВТЭ-182 Г. в 1992г была установлена 1 группа инвалидности по зрению с причиной инвалидности «трудовое увечье на производстве» и 60 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
На основании заключения врачебной комиссии МУЗ «Козловская центральная городская больница» о том, что Г. нуждается в санаторно-курортном лечении с сопровождением, направления Козловской ЦРБ ФГУ «ГБ МСЭ по ЧР» выдана индивидуальная программа реабилитации от 21.04.2010г, в соответствии с которой Г. рекомендовано санаторно-курортное лечение с сопровождением.
На основании заявления ГУ РО ФСС РФ по ЧР от 19 мая 2010г 1 составом главного бюро МСЭ по ЧР заочном порядке в отсутствие Г. произведена корректировка и вынесено заключение об отсутствии нуждаемости Гришина А.Ю. в сопровождении при санаторно-курортном лечении по последствиям производственной травмы от 30.03.1973г, исходя из нуждаемости сопровождения именно по данной патологии и отсутствии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение по патологии органов зрения.
В силу ст.7 Федерального Закона от 24 июля 1998г №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» со дня наступления страхового случая возникает право застрахованного на обеспечение по страхованию.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона одним из видов обеспечения по страхованию является медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Оплата дополнительных расходов производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из информации ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы ЧР» от 28.07.2010г Г. с 1992 года является инвалидом 1 группы по зрению и фактически нуждается в постоянном постороннем уходе, помощи и надзоре. При вынесении первоначального заключения от 21.04.2010г о нуждаемости Г. в сопровождающем при санаторно-курортном лечении эксперты ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы ЧР» исходили из фактической потребности истца в сопровождающем при санаторно-курортном лечении.
В отсутствие сопровождающего Г., нуждающийся в постоянном постороннем уходе и находящийся в полной зависимости от других лиц, не может без сопровождения воспользоваться одним из гарантируемых ему видов реабилитации – санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п.33 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принятым решением об отсутствии нуждаемости Г. в медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги с сопровождением, грубо нарушаются социальные права и законные интересы истца.
По результатам проверки прокуратурой района в Калининский районный суд г. Чебоксары направлено исковое заявление о признании незаконным решение 1 состава ФГУ «ГБ МСЭ ЧР» об отсутствии нуждаемости Г. в сопровождении при санаторно-курортном лечении, обязать ФГУ «ГБ МСЭ ЧР» вынести решение о нуждаемости Г. в сопровождении при санаторно-курортном лечении.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела истец Г. в феврале 2011 повторно прошел освидетельствование ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы ЧР» для решения вопроса о нуждаемости в дополнительных видах помощи, по результатам которого рекомендовано санаторно-курортное лечение с сопровождением. Производство по делу в связи с отказом прокурора от иска ввиду добровольного исполнения исковых требований ответчиком прекращено.
В настоящее время ГУ РО Фонда социального страхования РФ по ЧР рассматривается вопрос о выделении путевки Г. с сопровождающим в санаторий.