Вопрос: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение получает субсидии на выполнение муниципального задания. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета и субвенций. На конец года сложилась ситуация, что по субвенциям не хватает средств на оплату налогов, а по средствам городского бюджета есть остатки по коммунальным расчетам за счет экономии.
Может ли учреждение самостоятельно использовать средства бюджетов по своему усмотрению, то есть уплатить налоги из средств городского бюджета, внеся при этом изменения в план финансово-хозяйственной деятельности на соответствующую дату? Не будет ли это воспринято как нецелевое использование средств?
Ответ: Документом, определяющим направления использования автономным учреждением субсидии на выполнение муниципального задания, является план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
Согласно положениям ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. При этом в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения муниципального задания, средства данной экономии могут быть перераспределены в зависимости от потребности автономного учреждения на иные выплаты (в том числе на уплату налогов) с обязательным уточнением Плана ФХД .
Данная позиция не противоречит положениям ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, согласно которым не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на выполнение муниципального задания используются в очередном финансовом году в соответствии с Планом ФХД учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
Ограничение же учредителем возможности самостоятельного использования учреждением средств сэкономленной субсидии на выполнение муниципального задания, напротив, будет противоречить положениям ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ.
Расходование учреждением средств в пределах показателей утвержденного Плана ФХД (с учетом его изменений), по сути, не может быть признано их нецелевым использованием (в том понимании, в котором данное условие отражено в соглашении о выделении субсидии).
Кроме того, муниципальному автономному учреждению, не являющемуся участником бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ), по смыслу законодательства, не важен источник осуществления расходов местного бюджета (непосредственно средства местного бюджета, субвенция), из которого осуществляется финансирование субсидии на выполнение муниципального задания: учреждение лишь должно обеспечить использование субсидии в соответствии с соглашением о её предоставлении и Планом ПХД.
Вместе с тем межбюджетные трансферты (субвенции) могут иметь строго целевое назначение. Однако за их целевое использование в рассматриваемом случае отвечает не учреждение, а муниципальное образование, в бюджет которого данные трансферты (субвенции) поступают.
При необходимости обеспечить целевое использование субвенции орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, может, например:
- установив для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ) (п. 15 Требований);
- предоставляя учреждениям целевые субсидии (ст. 69.1, абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ), в том числе путем перечисления средств на основании заявок учреждений в объемах, необходимых для осуществления текущих платежей.
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов