Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 года №182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» прошу разместить на сайте администрации Калининского района г.Чебоксары в разделе «Хроника событий» информацию следующего содержания.
Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары в 1-ом полугодии 2013 года работа по осуществлению надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» проводилась планово и поступательно.
Обобщение состояния законности при реализации на территории Калининского района г.Чебоксары приоритетного национального проекта «Образование» за указанный период 2013 год показало, что помимо систематического сбора, накопления и анализа информации контролирующих и правоохранительных органов о ходе реализации и сопровождения приоритетного национального проекта «Образование» на поднадзорной территории, прокуратурой района регулярно отслеживается и проверяется информация региональных средств массовой информации; из судебных органов ежемесячно истребуетя информация о поступивших и рассмотренных судами заявлениях, свидетельствующих о допускаемых нарушениях в сфере реализации национального проекта.
При прокуроре района проведено 2 заседания межведомственной рабочей группы по соблюдению законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» с участием представителей администрации Калининского района г.Чебоксары, управления образования администрации г.Чебоксары, начальника отдела полиции №2, начальника отдела полиции №3, директоров образовательных учреждений района.
На заседаниях определены основные направления деятельности надзора по соблюдению действующего законодательства, выявлению и пресечению нарушений в данной области, необходимость усиления контроля за использованием общеобразовательными учреждениями бюджетных средств, выделенных по различным направлениям ПНП «Образование». В частности отмечена необходимость проведения тщательных проверок по вознаграждениям за классное руководство. Кроме того, необходимо усилить контроль централизованной бухгалтерии за поступлением оборудования в образовательные учреждения и своевременным оприходованием в бухгалтерских документах ответственными лицами, также на заседании рабочей группы при прокуроре района обсуждены результаты проверок в указанной сфере.
В общеобразовательных учреждениях Калининского района города Чебоксары реализуются 6 из 8 направлений приоритетного национального проекта «Образование», а именно:
- школьное питание (образовательные учреждения, победившие в конкурсном отборе, участвуют в реализации плотного проекта создания современной инфраструктуры школьных столовых);
- денежное поощрение лучших учителей;
- государственная поддержка талантливой молодежи;
- выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям;
- внедрение современных образовательных технологий (расширение использования Интернет-ресурса образовательными учреждениями);
- стимулирование инновационной деятельности общеобразовательных учреждений.
За анализируемый период прокуратурой района проведено 7 проверок по соблюдению законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Регулярно проводятся проверки соблюдения законодательства в части выплаты педагогическим работникам дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство.
В ходе проверки установлено, что задолженности по выплате вознаграждения за классное руководство за указанный период 2013 года не выявлено.
Фактов начисления и удержания подоходного налога с вознаграждения за классное руководство у педагогов до фактической выплаты не установлено.
За 1-ое полугодие 2013 года сообщения и заявления о нарушениях в сфере реализации приоритетных национальных проектов в отделах полиции №№2 и 3 УМВД России по г.Чебоксары и следственном отделе по г.Чебоксары Следственного Управления Следственного Комитета РФ по ЧР не поступали, проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводились, уголовные дела не возбуждались и не расследовались. Дел оперативного учета по указанному направлению в ОП №2 и ОП №3 УВД по г. Чебоксары не имеется.
Вместе с тем в некоторых образовательных учреждениях Калининского района г.Чебоксары имеются нарушения при исполнении законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Так, проведенной проверкой в деятельности МБОУ «СОШ №11» города Чебоксары выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в части ненадлежащего обеспечения установленными средствами контент- фильтрации от доступа учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим материалы и сведения о порядке и способах выращивания, приготовления и употребления различных наркотических средств.
Так, на момент проведения проверки в кабинете компьютерного класса для учащихся образовательного учреждения, на компьютерах, подключенных к Интернет-ресурсам, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию установлены средства контент-фильтрации. Несмотря на это, при подключении к Интернет-ресурсам у учащихся имелся доступ к сайтам и материалам содержащим сведения о порядке и способах выращивания, приготовления и употребления различных наркотических средств.
К примеру, при использовании поисковой системы возможно получение информации о способах выращивания и приготовления наркотического средства из конопли (растение рода Cannabis) в домашних условиях. Кроме того, на том же сайте возможно получение информации о способе сбора в домашних условиях приспособления для употребления наркотического средства (гашиш) - бонга, а также возможно приобретение по средствам использования интернет-ресурсов приспособления различных видов и типов для курения табачных изделий, в том числе наркотических средств.
Конопля (растение рода Cannabis), согласно Размерам запрещённых к возделыванию на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества, для целей статьи 231 УК РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.09.2004г. № 454, является растением, содержащим наркотические вещества.
В соответствии с Инструкцией, утверждённой ПККН при Минздраве СССР от 29.05.91г., протокол № 18, конопля является сырьём для кустарного приготовления различных наркотических средств, которые известны под названием «каннабис», «марихуана», «гашиш», «гашишное масло» и др.
Согласно Перечню, являющимся Приложением № 3 к приказу Минздрава СССР от 03.07.1968г. № 523, каннабис (индийская конопля) и смола каннабиса (смола индийской конопли) являются наркотическими средствами, находящимися под международным контролем в соответствии с Единой конвенцией по наркотикам 1961г.
Исходя из Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г. № 681, а также в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.02.06 г. № 76, наркотическое средство каннабис (марихуана) запрещено к обороту в Российской Федерации.
Наркомания по определению Международной Классификации болезней 10-го пересмотра является заболеванием. Агентом заражения (передачи) является наркогенная информация о наркотических веществах в любой форме (визуальной, аудиальной, кинестетической) и любыми средствами.
Под информацией о наркотических средствах, согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.06г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», следует понимать сведения о них независимо от формы их представления.
Статьей 3 Федерального закона «О рекламе», определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" основными целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 14 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2007 года №1447-р на федеральные государственные образовательные учреждения, государственные образовательные учреждения субъектов РФ и муниципальные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования программы для ЭВМ при осуществлении процесса возлагается внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования воспитания учащихся.
В настоящее время ситуация с незаконным распространением наркотиков приобрела масштабы национального бедствия. Наркопреступность оказывает разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества, подрывает национальную безопасность. Число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, неуклонно растет.
В употребление наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние. В молодежной среде это становится престижным, выступает признаком свободы и независимости, причастности к особой субкультуре.
Статьей 64 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 - ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» регламентировано, что пропаганда в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере культивирования наркосодержащих растений, а равно распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещена.
Нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обязанности должностных лиц образовательных учреждений, назначенных ответственными по данному вопросу, включают выполнение различных видов работ по организации внедрения системы контентной фильтрации, исключающей доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания учащихся.
Ненадлежащее обеспечение установленными средствами контент- фильтрации от доступа учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания, нарушают права и интересы учащихся МБОУ «COLLI №11» города Чебоксары на образование, а также создают угрозу нанесения вреда их здоровью, нравственному и духовному развитию.
В обязанности должностных лиц образовательных учреждений, назначенных ответственными по данному вопросу, включают выполнение различных видов работ по организации внедрения системы контентной фильтрации, исключающей доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания учащихся.
Аналогичные нарушения выявлены в МБОУ «СОШ №28», «СОШ №38» города Чебоксары.
Кроме того, в рамках реализации ПНП «Образование» МБОУ «СОШ №11» в 2012-2013 г.г. выделены автоматизированные рабочие места для начальных классов.
В целях установления наличия и использования указанного оборудования проведена проверка в кабинете начальных классов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 года № 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", средства выделенные из федерального бюджета должны использоваться в учебном процессе.
Однако, в ходе проверки установлено, что экран настенный по назначению не используется, изображение с проектора проецируется на стену, над рабочим местом классного руководителя Ивановой Алины Николаевны, выше уровня школьной доски.
Согласно п.2 ч.З ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч.7 ст.28 вышеуказанного Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с недобросовестным отношением должностных лиц школы к исполнению своих служебных обязанностей учащиеся МБОУ «СОШ №11» города Чебоксары не имеют возможность пользоваться представленными им государством в рамках ПНП «Образование» оборудованием, то есть не в полном объеме могут реализовать свои права, предусмотренные законом «Об образовании».
Аналогичные нарушения выявлены в МБОУ «СОШ № 38», МБОУ «СОШ №35» и МБОУ «СОШ №55» города Чебоксары.
По результатам проведенных проверок по выявленным нарушениям в адрес директоров вышеуказанных образовательных учреждений внесено 6 представлений об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, по результатам рассмотрения которых 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.