Огонь, горение занимают особое место в жизни человека, да и природы в целом. Люди укротили огонь, заставили служить себе. Однако не следует преуменьшать коварство и нрав огненной стихии. Выйдя из-под контроля, она превращается в смертельного врага, уничтожающего все живое и неживое.
Древняя, древняя Русь выгорала и заново отстраивалась практически каждые 30 лет. Страницы летописи повествуют о том, как выгорали дотла Псков, Новгород, Казань и Рязань, Вологда и Астрахань… : «Лишь белесые туловища церквей да кремлей угрюмо сутулились над сплошными пепелищами городов и сел». А сколько раз пылала Москва? С момента основания Москва горела 100 раз, 13 из которых выгорала полностью. Сначала Москва была деревянной, но после опустошительного пожара 1365 г. были построены белокаменные палаты, Кремль.
Хронология этого пожара: Великая засуха поразила Русскую землю. С ранней весны дни стояли невыносимо жаркие. Не было дождей, обмелели реки, пересохли болота, иссякли родники и колодцы, земля потрескалась и стала твердой, как камень. Под горячим солнцем повяла трава, пожухли деревья, бессильно роняя на иссушенную землю пожелтевшие листья. Плакали прозрачной смолой гулкие сосновые боры. Дымная мгла окутала дремучие леса, дали полей. Даже ночи не приносили морям прохлады. Трудно было дышать. За рассохшимися дубовыми стенами Кремля в белокаменных соборах при зыбком мерцании свечей шли тревожные молебны о ниспослании дождей и избавлении исстрадавшейся земли от засухи. Но по–прежнему с белесого неба носились над Москвой ураганные горячие ветры. Напуганные жители оцепенело ждали неизбежного лихолетья. Беда грянула с Гертолья – так называлось к западу от Кремля глухое, дикое место, заросшее мелколесьем и кустарником. Издавна стоит на Гертолье церковь «Всех святых», откуда огненная десница и обрушилась неотвратимо на град Москву. В один из томительных душных дней от опрокинутой лампадки запылала деревянная церковь. Сухое дерево стен и дранку церковного шатра вспыхнули, как порох, а затем с треском занялись огнем соломенные крыши, приютившихся у церковных стен изб и хибарок «черных» людей. Зловещий гул пожара слился с криками и стонами гибнувших.
Сильный ветер подхватил и далеко окрест разнес тучу искр и горящих головней. Безжалостное пламя забушевала в селах и слободах тесно жавшихся под защиту городских стен. Огненный ураган обрушился на посады и скученные строения Кремля, испепеляя все на своем пути.
Не устояли перед яростной силой огня иссушенные жарой кремлевские стены, срубленные из вековых дубов. Через 2 часа не стало града Москвы. Горше всего жители города переживали гибель в пламени кремлевской твердыни – спасительного убежища от лютых набегов врагов. Этот пожар назвали Всесвятским. Но этот пожар был не первым и не последним в печальной цепи пожаров, опустошивших Москву. Город горел часто и буйно.
Великий князь Дмитрий Иванович, в последствии прозванный Донским, решает укрепить Москву надежной каменной стеной. Уже в то время на Руси имелись мастера – «Горододельцы», каменотесы и каменщики, могущие вырубить, хорошо обтесать и уложить белые камни, добытые в подмосковных каменоломнях. К возведению оборонительной каменной стены было преступлено с ранней зимы 1365-66 гг. Белый камень к месту строительства подвозился из каменоломен с Мячково «Белокаменный Кремль» с длиной стен около 2 тысяч метров был возведен к 1367 г. с того времени и город Москву стали называть «Белокаменной».
Горит Москва во время нашествия Монголо-татарских войск, тогда сгорело более трети города. Часть людей спаслись в Москве-реке, либо в Волхове. Монголо-татарские войска на стрелы нанизывали просаленную и подожженную паклю. Крепости в основном были деревянные, выпущенные горящие стрелы одновременно воспламеняли все стены крепости. Так, с помощью огня татаро-монголы завоевывали всё новые города и поселения.
В истории известен такой факт взятия городов при помощи огня. Это произошло в 905 году. Княгиня Ольга решила отомстить за смерть своего мужа – князя Игоря, осадила древний город Искоротель, но осада ни к чему не привела – жители не сдавались в плен. Тогда княгиня велела собрать дань: с каждого двора по одному голубю и воробью. Когда дань была собрана, княгиня приказала своим воинам привязать к лапкам голубей и воробьев промасленную паклю, поджечь её и отпустить птиц. Горящие птицы полетели в свой родной город, где обитали.
Одновременно город заполыхал во всех местах, а жители вынуждены были сдаться в плен. Так захватывались города - мечем и огнем.
Началом своеобразной организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы. Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня. Первый противопожарный указ появился в 1434 году в царствование Василия II – темного.
В 1493 году началась каменная застройка Москвы. Царь Иван III приказал снести все деревянные постройки в радиусе 110 сажень от Кремля и впредь их на этом месте не возводить.
1497 год – судебник устанавливает меру наказания за поджог: «зажигальщику живота не дать, казнить его смертной казнью». Если находили поджигателя, его сжигали на месте преступления живьем.
Такое суровое наказание было заменено повешением только во времена царствования Бориса Годунова.