1
На успехи в воспитании собаки мы можем рассчитывать только в том случае, если хорошо знаем особенности ее совсем другого в сравнении с нашим поведения и учитываем ее врожденные наклонности.Собака смотрит на мир исключительно со своей колокольни, она "особачивает" его. Хозяин для нее - не человек, а собака-вожак. Если мы будем оценивать ее поступки по нашей шкале ценностей, приписывать ей людские чувства и мотивы, а может быть, даже ожидать от нее нечто вроде человеческой логики, мы совершим грубую ошибку, которая вредно скажется на наших взаимоотношениях.
2
В основе большинства реакций собаки лежат рефлексы и инстинкты.Если мы знаем, как себя поведет наша собака в том или ином случае, каких инстинктивных действий мы вправе от нее ожидать, то мы сможем с успехом использовать это как в воспитательной работе, так и в дружественных отношениях с животным.
3
Несмотря на все рефлекторные и инстинктивные поступки, мы никогда не должны забывать, что у собаки то-же вроде бы есть душа. Кому доводилось дружить с собакой, тому знакомы случаи выражения чувств, которые, вне всякого сомнения, есть нечто большее, чем простые рефлексы или инстинктивные действия. Многие собаки чувствуют сиюминутное настроение своего хозяина, хотя оно внешне никак не проявляется, и реагируют на него тоже часто всего лишь едва уловимым, деликатным жестом, который как раз мы обязаны заметить и понять.
4
Напрасно предполагать, что собака знает разницу между «хорошо» и «плохо» в человеческом понимании. Она различает только «можно» и «нельзя». На осознании этой простой истины мы и должны строить свою воспитательную работу. Кто наказывает свою собаку за то, что она, по человеческим понятиям совершила дурной поступок, тот впадает в грех очеловечивания животного. Прежде надо сделать так; чтобы этот поступок вошел в число уже известных собаке запретов.
5
Мы должны раз и навсегда усвоить, что собака не понимает нашего языка.Она, вероятно, воспринимает соответствующую интонацию. Однако этого ей достаточно, чтобы понимать наши намерения и желания, если мы слова подкрепляем жестами. Собака обладает обостренным восприятием нашего языка жестов. Движения рук и тела, мимика и выражение глаз, осанка и все, что мы обычно неосознанно привязываем к слову, она истолковывает правильно. Интонация нашей речи сообщает ей точно, идет ли дело о приказании, порицании или одобрении.
6
Мы должны научиться понимать язык собаки — ее лай, рычание, скуление и вой.О приходе члена семьи или чужого человека, о своем желании заполучить лакомый кусок, о готовности к обороне или нападению, о затаившейся дичи или о том, что подстреленная дичь найдена, о чувствах боли, отвращения и страха — обо всем этом и еще о многом другом сообщает собака по-разному на своем языке. С течением времени мы научимся правильно понимать эти звуковые сигналы. Тогда, даже не видя свою собаку, мы будем знать, что ее занимает и тревожит. Знание собачьего языка особенно важно для владельцев караульных и охотничьих собак.
7
Многие поступки нашей собаки становятся нам понятны только тогда, когда мы вспоминаем о том, что она животное стайное. Стремление к контакту с человеком, отвращение к одиночеству, готовность защищать всех членов семьи от посторонних лиц, недоверчивое или враждебное отношение к незнакомым визитерам и радостная церемония приветствия, когда войдет кто-либо из
домочадцев,- все это суть обычаи стаи. Мы обязаны с ними считаться, однако придать им с помощью воспитательных мер пристойную, приемлемую форму.
8
Для правильно воспитаннной собаки «территория стаи» должна совпадать с «владениями» хозяина и его семьи. Комната, квартира, дом, двор или сад могут быть той самой территорией стаи. Это пространство собака считает своим и, следовательно, готова его защищать. Она регупярно обходит
свои суверенные владения караулом, прячет или закапывает здесь кости, терпит (иногда!) в качестве члена стаи домашнюю кошку и устанавливает границы территории своей стаи, оставляя пахучие метки на деревьях, камнях, заборах, столбах, углах строений и прочем. Таким путем она предупреждает других собак, что это ее суверенные владения, которые она в случае необходимости будет обязана защищать.
9
Разлука со «стаей» причиняет боль. Мы никогда не должны об этом забывать. Щенок, вырванный нами из своей собачьей семьи, бывает вначале несчастлив. Но особенно переживает смену владельца в результате купли-продажи собака постарше, пока она не почувствует себя
полноправным членом новой стаи. Если мы привяжем где-нибудь свою еще не приученную
к этому собаку и удалимся, то она как правило, начнет выть или скулить, так как будет чувствовать себя выброшенной из стаи. Даже когда во время прогулки члены семьи вдруг расходятся в разные стороны, то есть распадается стая, для гуляющей без поводка собаки может возникнуть конфликтная ситуация, за кем она должна следовать. Рекомендуется одному из партнеров взять собаку на поводок и подождать, пока другой скроется из виду.
10
О душевном состоянии собаки и ее намерениях мы можем в большинстве случаев судить по
принятой ею позе. Вертикально поставленный хвост, навостренные уши, вздыбленная на загривке шерсть, поднятая голова — это «поза превосходства», с которой собака встречает неизвестного или
враждебного ей сородича. Однако если она наклонила голову вперед, заложила уши вдоль затылка, а хвост держит опущенным вниз, значит, она отказывается от борьбы и заранее признает себя побежденной. Точно так же ведет себя поверженная в драке или оказавшаяся более слабой особь, после чего собака, взявшая верх, сразу же оставляет ее в покое. Эта «поза покорности» может зайти так далеко, что животное опрокидывается на спину, так поступают преимущественно молодые собаки. Некоторые взрослые собаки, главным образом таксы, тоже принимают эту позу, когда демонстрируют полное подчинение своему хозяину или просят, чтобы с ними поиграли.
11
Собачий хвост — это барометр ее настроения. Зажатый между ногами хвост передает ощущение враждебности, опасности. Хвост, свисающий неподвижно, свидетельствует о недоумении, растерянности. Если хвост вытянут горизонтально, следует ожидать быстрой смены настроения
в ту или иную сторону. Робкие помахивания хвостом — горизонт проясняется. Движение хвоста резко участилось — погода отличная, на небе ни облачка. Амплитуда достигла своего предела, виляет уже вся задняя часть тела — верх блаженства, рай на земле: идет хозяин.
12
Если поза собаки выдает ее агрессивные намерения, мы должны, медленно пятясь, отступить. Задом, чтобы не спускать с собаки глаз, что, как правило, мешает ей ринуться в атаку; медленно, чтобы не разбудить в ней врожденный инстинкт преследования. Обороняться бессмысленно. Человеку нечего противопоставить острым зубам даже сравнительно небольшой собаки. Совать руку в открытую пасть предоставим отважным полицейским. Если мы загнали собаку в тупик или
нарушили «дистанцию бегства», то тем самым мы лишили ее возможности отступить и по сути вынудили к нападению.
13
Нам придется мириться с тем, что, когда у кобеля или суки пробуждается половой инстинкт, наш друг или наша подруга превращаются на время в «диких зверей». Вспитание, дрессировка, бдительность, осторожность и многое другое отбрасывается в сторону, и на первый план выступает инстинкт продолжения рода. Этот самый главный инстинкт всех живых существ мы обязаны уважать. Пожалуй, мы можем в эти критические дни и недели посадить нашу собаку под замок, а гулять с ней только на поводке, что часто оказывается целесообразно или даже необходимо. Однако было бы непростительной ошибкой наказывать собаку за поступки, причиной которых стала «собачья любовь».
14
Мы должны по возможности оберегать нашу собаку от психических расстройств.Распад семьи, ссоры между супругами, отсутствие покоя и беспорядок, непрерывные хлопоты по домашнему хозяйству, плач, гвалт, гулянки- все это наша собака чувствует и на все реагирует. Такая странная стая нервирует собаку. У многих городских собак наблюдаются неврозы.
15
Воспитание собаки начинается с того дня, когда она вошла в наш дом. Чем моложе собака, тем легче и быстрее она подчинится нашей воле. Нередкие протесты членов семьи, пусть, мол, милый щен сперва наберется ума, а уж потом мы будем докучать ему нашими похвалами и упреками, берут
свое начало в педагогическом невежестве и незнании природы животного. Не зря говорят: «Чему с молоду не научишься...»
16
Мы не вправе ожидать от нашей собаки соблюдения нравственных норм. У собаки нет честолюбия, чувства долга и ответственности. Ей чужды понятия «любовь к ближнему» и «благодарность». Она знает только свою выгоду, когда-то проголосовавшую за совместную жизнь с человеком. Это
обстоятельство мы должны всячески использовать в нашей воспитательной работе. Кто требует от своей собаки понимания нравственных основ, тот очеловечивает животное и его впоследствии неизбежно ждут грубые педагогические ошибки.
17
При воспитании собаки нельзя переносить на нее человеческую логику.Собака не умеет размышлять по-нашему, делать выводы и строить планы на будущее. Она действует инстинктивно и рефлекторно. Чем глубже мы вникнем в «собачью логику», тем легче нам будет ее воспитывать.
18
Наивно полагать, чтобы собака могла приобретенный в определенной ситуации опыт перенести на другую ситуацию.Собака не может думать и поступать как человек, она не строит умозаключений, а причинные связи понимает лишь в той степени, в какой они касаются усвоенного ею предмета.
19
При воспитании мы должны учитывать индивидуальные особенности каждой. У разных собак разные способности. Бывают собаки сильного и слабого типов. Некоторые из них позволяют чужим людям приманить себя и к каждому относятся доверчиво, другие признают только своего хозяина как вожака стаи, а со всеми остальными ведут себя недружелюбно. Мы обязаны принимать во внимание эти различия.
20
При воспитании собаки нужно считаться с тем, к какому конституциональному типу она принадлежит—крепкому (сильному) или слабому (нежному). Смелость, желание защитить своего хозяина, выносливость, годность к нападению и обороне, быстрота реакции являются качествами собаки сильного типа. Характер у нее круче, она энергичнее Упрямее, чем
представители второго типа, но нам она будет платить привязанностью и преданностью. Напротив, собаку слабого типа нередко воспитать бывает легче зато потом она чаще всего доставит нам больше разочарований, чем радости, разве что мы удовлетворимся ею в качестве комнатной,
«диванной» собаки. Естественно, между обоими конституциональными типами существует много промежуточных.
21
Прежде чем принимать какие-то воспитательные меры, мы обязаны ясно представлять себе, чего мы хотим достичь. Наши действия должны бьть продуманы и доведены до конца. Ни в коем случае нельзя бросать на полпути начатое или круто менять что-то на ходу в угоду заупрямившейся собаке.
Если ее наставник начнет экспериментировать, собака тотчас это почувствует и попробует воспользоваться нашей слабостью. Точно так же мы не вправе требовать от собаки больше того, на что она способна.
22
На успехи в воспитании можно надеяться только в том случае, если наша собака знает:то, что мы от нее требуем, приятно и выгодно, то, что мы ей запрещаем, невыгодно и неприятно.Конечно, собака не предается размышлениям о пользе и вреде, однако при достаточном повторении ситуации она улавливает причинную связь между поступком и его последствиями. Мы должны извлечь из этого максимальную выгоду.