Вопрос: Что понимается под пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры?
Ответ: В соответствии со ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, т.е. деятельность, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.
Распространение образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ. В ст. 5 указанного закона закреплены понятия и критерии отнесения рекламы к недостоверной или недобросовестной.
Статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлен запрет распространения в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
Нарушение любого из вышеперечисленных запретов (т.е. активные действия) составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона характеризуется наличием умышленной формы вины. Субъекты правонарушения - граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица (ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ), иностранные граждане или лица без гражданства (ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ).
Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст.23.1 КоАП РФ). Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).