Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:
1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки —
Подсолнушки.
2. СОРОК СОРОК (скороговорка)
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.
3. А - Рот пошире открываем,
Руки кверху поднимаем.
У - Губы трубочкой вперед.
И руки вперед.
4. Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое ...
Кто это — гном?
Ш—ш—ш!
Там, за шторами,
Возле окна
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
5. Дрожу от страха до сих пор!
— Воскликнуло полено,
— Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
6. Мчится поезд скрежеща: же — че — ща, же — че — ща.
7. По утрам мой брат
Кирилл
Трех крольчат травой кормил.
8. Произнесите на одном дыхании:
ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ
ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ
Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения «пения»:
На доске нарисован вот такой треугольник:
И Ы У
Э О
А
Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.
Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные звуки.
Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук «широким».
Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок. |