Рамки-владыши впервые придумала Мария Монтессори. Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.
Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии "Рамки-вкладыши" позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В серию развивающих игр "Рамки-вкладыши" входят : "Листья деревьев", "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Бабочки", "Рыбы", "Птицы", "Животные Африки", "Домашние животные", "Геометрические фигуры", "Дроби", "Алфавит"," Цифры" и т. д. Эти рамки и вкладыши имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.
Рамки-вкладыши развивают:
сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
целостное восприятие;
познавательный интерес, любознательность;
расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира;
обогащение и активизацию словаря;
формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями окружающего мира.
Рамки-вкладыши обучают:
Основам классификации и логике (боровик, поганка, опята - грибы).
Ориентации на плоскости (ребенку необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).
Учат различать предметы по силуэтам.
Обучают понятиям, связанным с формой.
С помощью рамок-вкладышей ребенок учиться обводить, заштриховывать, раскрашивать не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.
Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто "грибок", а, как минимум, гриб-боровик). Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.
Серия рамок-вкладышей "Больше-меньше" рассчитана на самых маленьких деток и давать их ребёнку можно уже начиная с 8-ми месяцев.
Для детей в возрасте до 2 лет будут интересны и полезны те рамки-вкладыши, где первоначально требуется лишь умение доставать вкладыш, и находить его место путем примеривания к форме и размеру выемки методом проб и ошибок, упражняя тем самым глазомер, совершенствуя координацию движений. Вкладыши для малышей имеют маленькую ручку-кнопочку не только для удобства, но и для развития 3-х основных пальцев руки: большого, указательного и среднего. Эти пальцы в дальнейшем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит заблаговременная косвенная подготовка руки к письму. В играх с рамками-вкладышами, связанных с выкладыванием, вкладыванием, шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Для первоначальных упражнений детей двух лет (или второго года жизни) предназначены серии ярких и занимательных рамок-вкладышей с изображением любимых детьми животных, знакомых предметов и вещей(Художественные рамки-вкладыши).
Ориентируясь на форму и размеры вкладыша и сопоставляя его с выемкой на планшете, дети смогут найти место "Домашним животным", "Автомобилям", "Фруктам", "Птицам" и т.д.
Для детей 2 лет и старше создана серия представляющая рамки-вкладыши, состоящие не из одной, а из нескольких частей, на каждой из которых также есть кнопочка-ручка(Доски большие). Это "Свеча", "Лошадка", "Слон", "Собачка", "Лев". Сюда же относятся рамки-вкладыши, представляющие собой сюжетные картинки. В изображенной сценке участвуют не более 2-3 персонажей: это взрослая особь и один или несколько детенышей: "Котята", "Слоны", "Еноты", "Курочка с цыплятами".
Если рядом с ребенком заинтересованный партнер-собеседник, то малыши с удовольствием персонажей называют, описывают.
В инструкциях к каждому пособию из серии "рамки-вкладыши" указаны все возможности и варианты использования на следующих возрастных ступенях (после 3 лет), когда ребенок уже освоил простые упражнения и игры. Тогда идет "второй этап" интереса.
Первоначально для ребенка важно овладеть решением глазомерных задач, а взрослому следует обратить внимание на воспитание у малыша сосредоточенности, способности к волевым усилиям. Безусловно, очень важны положительные эмоции при выполнении действий складывания, сборки и разборки, как и любых других.
Малышам до 3 лет взрослый может показать и объяснить способ действий с пособием-игрой, но многие дети сумеют догадаться сами, без подсказки: пособия самообучающие.
Из рамок-вкладышей особенно хотелось бы выделить "дроби". Игра представляет собой три рамки разных цветов по четыре больших круга в каждой, разделенных на половинки. Три части, четыре...- и так до 12 частей. Цель игры - развитие навыков устного счета, усвоение понятия частного и целого.
В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Вариантов игры может быть несколько. Можно высыпать все 78 разноцветных частей из всех рамок и разбирать их на кучки по цвету, затем сложить все 12 кругов обратно в рамки. Можно начать с одной рамки, в которой 4 круга (самых простых). Часто детям больше нравится целый круг и они неохотно собирают другие кружки. Поэтому один-два раза объяснив ребенку, что это "целое", уберите его в шкаф и не доставайте в течение всего изучения дробей. Объясните ребенку, как называются части кружков, выложите по одной части кружков всех цветов; спросите, какая часть больше: 1/5 или 1/4? Сколько частей помещается на одной половине круга? Какие части и сколько их поместится на 1/3 круга и во сколько раз каждая из них меньше? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части для этого надо взять? Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из частей игры? Эту игру хорошо совмещать с обучением счету.
Из других игр Монтессори интересны географические карты - вкладыши. Они сделаны в виде прямоугольной доски с изображенными на ней полушариями и континентами вкладышами. Континенты окрашены в разные цвета (Европа - в красный, Азия - в желтый, Африка - в зеленый и т. д.) Каждый из континентов - вкладышей снабжен небольшой кнопкой - держателем, за которую его вынимают из отверстия. Такие рамки используются для усвоения на сенсорном уровне расположения на карте континентов и стран. Континенты имеют гораздо более сложную форму, чем геометрические фигуры - вкладыши или листья - вкладыши, поэтому ребенку требуется достаточно много времени и усилий как при обведении вкладыша и соответствующего углубления, так и при возвращении вкладыша на место.
В процессе изучения географических карт, вы можете сопоставлять континенты на карте и глобусе, понять почему Антарктида и Азия состоят из двух частей.
Эта игра универсальна: в неё могут играть дети от полутора до пяти лет. Успех Вашей игры, конечно, зависит от степени ее сложности. С ребенком, возраст которого чуть больше года, вы просто вытаскиваете вкладыши из рамок и учитесь вставлять их обратно. Затем добавляете понятия "континент", "полушарие", а также все, что связано с понятием "Земля". Чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень сложности игры. Вы можете не только вытаскивать рамки, обводить их, но и раскрашивать в нужный цвет, помочь ребенку подписать каждый континент, рассказать о климате, фауне, флоре, странах, населении и т. д. Помните, что информация, предлагаемая ребенку, должна быть интересной (выбирайте самые неожиданные и интересные факты), максимально сжатой (максимум информации при минимуме слов) и проверенной (тщательно проверяйте все факты - один раз сказанное хорошо запоминается и крайне тяжело корректируется).
Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Источник: http://www.babyshop.com.ua
Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и является отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.