В силу положений ст.ст.56,57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым условиями выполнения трудовых обязанностей работника, а также иные условия возникновения трудовых отношений. Обязательными для включения в трудовой договор условиями являются условия оплаты труда, в том числе размер и сроки выплаты заработной платы.
В соответствии со ст.154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В развитие вышеуказанной нормы Трудового кодекса РФ постановлением правительства 22.07.2008 №554 установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов), который составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Проведенными в деятельности частных охранных предприятиях проверками выявлены неисполнения вышеуказанных требований трудового законодательства. Так, Положением об оплате труда работников одного из предприятий за работу в ночное время установлена в размере 40% часовой ставки оклада (должностного оклада). Условиями трудовых договоров, заключенных с работниками предприятия, иной размер доплаты за ночное время не установлен.
При этом изучением платежных документов по начислению доплаты за работу в ночное время фактически предусмотренный локальными актами размер доплаты 40 % работникам не осуществляется.
По итогам проверки в адрес руководителя общества внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, а также в отношении должностного лица общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, предусматривающее наказание в виде штрафа за нарушение требований трудового законодательства в указанной части (акты реагирования находится на рассмотрении).