Учащиеся делятся на 2 команды. Задание: необходимо описать картину в виде рассказа. При составлении рассказа нужно использовать те слова, которые даст другая команда. Одна команда называет существительные, другая – прилагательные. Здесь тренируются логическое мышление, речь.
Игра «Метафоры пространства и времени»
Идея этой игры заимствована из (Головаха Е.И., Кроник А.А. 1984), где метафоры времени играли роль диагностической процедуры. В нашем варианте участники игры не выбирают эти метафоры из списка, а сами находят их. Причем, сначала метафоры касаются более конкретных отрезков времени (час, минута, время суток, месяц, время года), и лишь затем происходит переход к метафорам времени и пространства как абстрактных понятий.
На следующем этапе игры участникам предлагается не просто придумать метафоры, но и обосновать их («осень» - старая дама, потому, что яркие краски кажутся косметикой).
По мере усложнения задания, время, отведенное на конкретный ответ, увеличивалось, но только после того, как время было просрочено всеми участниками три раза подряд (иногда игра на этом заканчивалась).
Оценивается как количество подобранных метафор, так и их оригинальность (повторяющиеся метафоры не засчитываются). На первых этапах засчитываются метафоры, заимствованные из литературных источников (игра может и специально проводиться в такой форме, чтобы определить эстрадные и литературные предпочтения подростков), на более поздних этапах оцениваются только индивидуальные метафоры.
Игра может проводиться в индивидуальной и командной форме (вторая - сложнее).
С коррекционными целями игра была построена так, что метафоры, имеющие положительную эмоциональную окраску, оценивались (неявно) выше, чем отрицательные.
Коррекционный результат игры состоит в том, что метафоричность – основной признак мышления переходного возраста, необходимый этап формирования понятийного, логического мышления. (Выготский Л.С. 1931). В тоже время, именно развитию этой формы мышления в школьной программе практически не уделяется внимания. Создавая метафоры пространства и времени, подростки тем самым учатся осознавать их как обязательные элементы действительности, управлять ими. Именно через выработку персональных метафор происходит превращение времени и пространства в личностные смыслы подростков. Именно поэтому так важно, чтобы эти метафоры несли положительную эмоциональную нагрузку.