СУРПАН — головная повязка замужних женщин, полностью покрывает голову, шею и спину. Сурпан обычно повязывали рано утром, когда выгоняли скот в стадо, если это не соблюдалось, то женщина считалась неодетой.
Так о сурпане пишет чувашский поэт М. ЮХМА:
Заведено издревле было,
Что внучке вышитый сурбан
Однажды бабушка дарила
Как родословный талисман…
Рисунок этот и узор
Повествовали на сурбане
О том, что в жизни было ране
И не забыто до сих пор.
Похожие на письмена
Рисунки эти и узоры
Впрок очаровывали взоры
И связывали времена.
И незакатный льется свет,
Что выжил в сумрачном тумане.
Прочесть узоры на сурбане
Могу, как древностный завет.
И женщин я благодарю
За то, что помня долг заветный,
Они смогли с зарей рассветной
Связать вечернюю зарю.
ХУШПУ — головной убор замужней женщины в виде невысокого усеченного цилиндра, покрытого монетами. По верху пришита кумачовая полоска узорного ткачества.
Ш,ЛКЕМЕ — нагрудное украшение, сплошь покрытое монетами, по краям окантованное полосками кумача, тесьмой, лентами.
ÇУХА — нагрудное украшение, расшитое монетами, дополняет тевет.
ТЕВЕТ — наплечное украшение, перевязь. Надевали его через левое плечо.
У «анат енчи» тевет состояла из обшитой красной материи полосы холста с нашитыми бусами, раковинами каури, нухратками.
У «анатри» - полоса холста, с нашитыми монетами. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки во время весеннего обряда «девичья пашня», в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу или льну. Одним из традиционных был праздник «девичье пиво» (хĕр сăри) — в честь хмеля и нового пива, когда все девушки-участницы обязательно должны были надевать тевет.
На красном материале использованы монеты, бисер, бусы, раковины каури, тесьма, вьюнчики, блестки.
АЛКА – девичье украшение