Каждый ребенок в чем-то талантлив
В Чебоксарах 12 муниципальных учреждений дополнительного образования детей: 5 музыкальных школ, 4 школы искусств, 2 художественные школы и 1 художественная школа искусств.
Каждый день после занятий в обычной школе многие мальчишки и девчонки, взяв в руки домры, балалайки, скрипки, ноты и краски с кисточками, одежду для танцев, отправляются на особые уроки. Более шести тысяч юных чебоксарцев получают дополнительное образование в музыкальных, художественных школах и школах искусств.
Дополнительное образование в городе Чебоксары - это строй выверенная жизнью система непрерывного процесса подготовки детей. Все школы имеют лицензию, прошли аттестацию. аккредитацию. 5 школ получили статус «Школа высшей категории», это - детская музыкальная школа №1 им. С. Максимова, детская музыкальная школа №2 им. В.Воробьева, детская музыкальная школа №4 им. Д.А. и В.А. Ходяшевых, детская музыкальная школа №5 и детская художественная школа №4 им. Э. Юрьева. В школах работают более четырехсот преподавателей. Географическое расположение школ позволяет охватить детей всех микрорайонов Чебоксар.
Конечно, без трудностей не обходится. Тем не менее удалось достичь успехов в реализации главных задач городской культурной политики - поддержке и развитии юных дарований, подготовке кадров. Об этом свидетельствует тот факт, что значительно увеличилось число детей, поступающих в школы, и детей, получивших звания лауреатов и дипломантов различных конкурсов и фестивалей, вырос уровень городских конкурсов, усложнились программы, их участников стало гораздо больше.
Развитие детской школы искусств сегодня невозможно без инновационных и экспериментальных работ. Организационно-методическая служба уделяет большое внимание изучению и обобщению последних достижений педагогической науки. Каждая школа города имеет свой имидж, свое лицо.
На следующий год планируется создание единой информационной образовательной среды с помощью специального программного обеспечения «Net-школа», которая вовлечет в нее всех участников учебного процесса.
Меняются времена, изменилось и отношение к учреждениям дополнительного образования детей. Вроде бы недавно в школах на встречах с педагогическими коллективами остро стоял вопрос о неполном финансировании бюджетом заработной платы. А на последних встречах наставников волновали уже совсем иные заботы: хватит ли 500 тысяч, выделенных главой города на ремонт концертного зала школы, необходимо заменить окна в классах на современные, нужен ноутбук, чтобы проводить электронные презентации новых обучающих программ.
Главная проблема - выделение дополнительных площадей. В этом году мы были вынуждены прекратить прием на некоторые отделения, так как школа не смогла принять всех желающих. Второй музыкальной школе им. Воробьева требуется замена здания, так как условия не соответствуют требованиям СанПиНа. К слову, за два последних года в прекрасные большие здания с современным ремонтом переехали дети новоюжного района (художественная школа №6) и юго-западного района (детская художественная школа искусств). Необходимо закончить ремонт школы искусств №2 в северо-западном районе и объединить под единой крышей отдаления школы искусств поселка Южный. Город быстро развивается, и в новых микрорайонах тоже нужно предусмотреть школы дополнительного образования.
Проблема, которая присуща практически всем школам города - отслужившие свой век музыкальные инструменты, как концертные, так и для занятий с детьми. Управлением культуры подготовлена программа для вынесения на Собрание депутатов по замене старого музыкального оборудования и обновлению материально-технической базы.
В наших школах, несущих духовность и культуру, не может быть мелочей в воспитательном процессе. Скажем, есть пришкольные территории. И они должны быть чистыми и благоустроенными. Поэтому управление культуры объявляет конкурс на лучший школьный двор среди учреждений дополнительного образования.
Каким бы ни был результат творческого процесса - картина или песня, театрализованное представление или керамический горшок, он несет в себе художественный образ, выражение своего «я», своих чувств и эмоций. Видеть художественно - это уже творческий акт, требующий определенного напряжения, «накала» эмоций, отстранения от привычных ощущений обыденности. А что еще так сильно, как музыка, поэзия и театральное искусство, воздействует на душевную жизнь человека, выражает характер и движение его переживаний? Всему этому учатся дети в наших музыкальных, художественных и школах искусств, здесь формируется их творческое мышление. В Год ребенка, объявленный Указом Президента Чувашии Н. Федорова, на учреждениях дополнительного образования лежит особая ответственность за духовно-нравственное воспитание, гармоничное развитие их питомцев.
Управлением культуры разработана и решением Чебоксарского городского Собрания депутатов принята городская целевая программа «Одаренные дети». Программа предусматривает создание условий для работы с такими ребятами, меры по их поддержке и творческому развитию. Учреждены 10 именных стипендий главы города Чебоксары, по 3500 рублей для учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств города. А городское отделение партии «Единая Россия» утвердило премии учитепям, чьи воспитанники стили лауреатами и дипломантами в разных конкурсах - по две премии по 5 тыс. рублей на каждую школу дополнительного образования.
Нам есть чем гордиться. 308 учеников в прошлом году заняли призовые места на всероссийских, межрегиональных, республиканских и городских конкурсах. Учащиеся детской музыкальной школы им. Максимова Тимур Нардинов и Никита Бушуев представляли Чувашскую Республику в Франции, Бельгии и в городах Российской Федерации. В городе 4 года подряд проводились ассамблеи искусств учащихся школ совместно с профессиональными артистами с участием одаренных детей из городов Москва, Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола, Ульяновск и т.д.
В прошлом году в рамках Дня города в Чебоксарах прошел I Международный бьеннале искусств среди детей и юношества. Цель бьеннале: укрепление творческих, культурных и дружественных связей через изобразительное творчество детей.
В этом форуме приняли участие: Венгерская Республика - г. Эгер, Дагестанская Республика - г. Дербент, а также города - Казань, Йошкар-Ола, Ульяновск, Саранск, художественные школы и художественные школы искусств г. Чебоксары, Новочебоксарска. Были организованы творческие лаборатории, «круглые столы», мастер-классы ведущих педагогов, выездные пленэры на берегу реки Волга, прогулки на теплоходе, посещение театров, музеев, парков культуры и отдыха.
По итогам I Международного бьеннале искусств среди детей и юношества именную премию главы города (в размере 30 тысяч рублей) за самое образное решение, самое высокое художественное мастерство получила Ксения Туктаровв, учащаяся Чебоксарской детской художественной школы искусств.
Готовимся к новым встречам. В августе этого года пройдет II Международный бьеннале искусств среди детей и юношества, который расширит свои границы.
В Чебоксарах много замечательных, способных ребят. В нашем городе у них есть возможность раскрыть себя, развить свои таланты, занять достойное место в обществе.
Алла САЛАЕВА,
начальник управления культуры администрации г. Чебоксары// Чебоксарские новости от 05.04.2007 г