|
Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. |
|
Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов. |
|
"Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, 1911. |
|
О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий." |
|
П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. |
|
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем." ("Прощай, свободная стихия..."). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку." |
|
И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря" 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. |
|
В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому. |
|
А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу. |
|
И.Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Даже в монографии Грабаря "Репин" о портрете ничего не сказано. Находится в Праге. |
|
Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г. |
|
Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина". |
|
Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен. |
|
Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой. |
|
И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина. |
|
Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография. |
|
Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 г. Гравюра на стали. В этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум." |
|
Гравюра на меди. Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822г. "Кавказский пленник" в типографии А.И.Герча. |
|
И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила. |
|
В.А. Серов. "Пушкин в парке". Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: "Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность и шаблонность." |
|
Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина". 1915 г. Бумага, итальянский карандаш. |
|
П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами. |
|
Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов. 1899 г. |
|
Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934г. |
|
В.И. Шухаев. "Портрет Пушкина". 1960г. Бумага, пастель, сангина. Оригинален замысел графического портрета: на листе бумаги художник плотно рисует сангиной, моделируя лицо и кисти рук поэта, а контуры фигуры лишь намечает одной линией, то - явной, то - сходящей на нет. |
|
Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана). |
|
Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу. |
|
Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября - начало октября 1829 г. |
|
Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г. |
|
А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.). |
|
Н.В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель. |