Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Из привычной домашней обстановки дети попадают в мир взрослых людей. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться нормам и правилам жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка. Дети начинают осуществлять социально-значимую деятельность, которая оценивается. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но чувствует и переживает его. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".
Наличие "внутренней позиции" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполняет новые обязанности. В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Родители должны помнить что: • Нельзя ругать ребенка за неудачи; • Нельзя сравнивать его с другими, более успешными детьми; • Необходимо шаг за шагом показывать ребенку, что он умеет, и что он должен сделать, чтобы учиться лучше; • Обязательно учить ребенка правилам детского общежития, ведь школа - это не только уроки, учение, учитель, это еще и другие дети, товарищи.
Вот некоторые правила для вашего первоклассника: - Не отнимай чужого, но не все свое отдавай; - Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться; - Не дерись без обиды; - Не обижайся без дела; - Сам ни к кому не приставай; - Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно; - Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. - Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
Особенности возраста и трудности первоклассников. В детской психологии существует периодизация развития ребенка, предложенная Д.Б. Элькониным. В ней любой детский возраст характеризуется определенным типом ведущей деятельности. В дошкольном детстве ведущей деятельностью ребенка является игровая. Это значит, что именно в игре развиваются основные психологические функции ребенка. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учебная. Дети начинают осуществлять социально-значимую деятельность, которая оценивается. Чем должен обладать школьник, чтобы деятельность была успешной? Общим является признание того, что школьник должен уметь подчинять свое поведение определенной цели, действовать по правилу, контролировать свое поведение. Уметь видеть ситуацию с разных точек зрения. Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревог, растерянность, напряжение.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год.
Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Включение в новую социальную среду, начального освоения учебной деятельности требует от ребенка качественного нового уровня, развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности; у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально-насыщенные для ребенка события его жизни. Произвольная память для первоклассников пока еще не характерна.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения анализа детям необходимо опираться на наглядный материал. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны. Отсюда часто встречающейся проблемой являются трудности обучения письму. При этом родители стараются как можно больше заставлять ребенка писать. Это не лучший способ. Хороших результатов можно добиться, научив ребенка вязать спицами. При этом использовать толстые спицы и нитки. Родители мальчиков могут принять этот совет с иронией. Конечно, может помочь его и мелкая "мужская работа" - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание. Но это занятия менее эффективны. Полезны рисование, лепка, раскрашивание, штриховка. И каждый раз поощрение: "Смотри, ведь эти две буквы просто отличные, они такие красивые (все остальные кривые взрослый просто не замечает). Родителям следует обратить внимание на развитие техники чтения. Обязательно читать ребенку вслух. Этим вы будете развивать у своего первоклассника умение слушать, формировать познавательный интерес, пополнять знания ребенка об окружающем мире, развивать любознательность. А все это является условием для успешной деятельности вашего малыша.