Прокуратурой района при осуществлении деятельности по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом 294 в целях развития у граждан уважения к закону, преодоления правового нигилизма подготовлены вопросы и ответы в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Так, на основе обращений граждан, выступлений по вопросам правового просвещения, прокурорско-судебной практики, анализа состояния законности наиболее актуальными вопросами в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время являются:
Вопрос: Каковы правовые основы регулирующие деятельность, охраняющие права субъектов предпринимательской деятельности?
В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Права предпринимателей в процессе осуществления регистрационных и лицензионных процедур обеспечиваются нормами Федеральных законов от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающих общие условия осуществления предпринимательской деятельности.
В целях недопущения нарушения прав предпринимателей Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены четкие сроки осуществления государственной регистрации (ст. 8), определен не подлежащий расширению перечень оснований для отказа в государственной регистрации (ст. 23).
Основным нормативно-правовым актом, способствующим поддержке предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Вопрос: Какие нарушения закона на местах наиболее характерны?
Ответ: Вопреки требованиям закона мероприятия по контролю нередко осуществляются без каких-либо поводов и оснований для их проведения. При этом не соблюдаются процедуры контрольных мероприятий и оформления их результатов, нарушается периодичность проверок, их проводят неуполномоченные лица.
Много нарушений в сфере административной юрисдикции большинства контролирующих органов. Не соблюдаются правовые нормы, касающиеся составления протоколов об административных правонарушениях, не в полном объеме выясняются предусмотренные законом обстоятельства. Нарушаются и сроки привлечения к ответственности, порой дела рассматриваются в отсутствие тех людей, в отношении которых ведется производство.
Получила распространение незаконная практика, когда хозяйствующих субъектов понуждают к заключению различного рода договоров и соглашений, в том числе по оказанию так называемой спонсорской и благотворительной помощи. В ряде случаев органы местного самоуправления взимают с предпринимателей разного рода поборы под видом добровольных пожертвований либо участия в благотворительных мероприятиях.
Вопрос: Достаточно ли полномочий у прокуроров, чтобы эффективно влиять на ситуацию и устранять нарушения закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности?
Ответ: Прокуратура, осуществляя надзор в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, руководствуется актами, вынесенными Генеральной Прокуратурой РФ, а именно: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".
В связи с вступлением' в силу в полном объеме с 1 января 2010 г. Федерального закона от 26.12.2008 Ы294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым на органы прокуратуры возложены полномочия по формированию
ежегодного сводного плана проведения плановых проверок вынесен Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2009 г. N319 "О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым установлен порядок формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 М294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" разработан порядок во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 Ы294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и устанавливает процедуру согласования в органах прокуратуры проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.