Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары ЧР проведено обобщение состояния законности при реализации на территории Калининского района г.Чебоксары приоритетного национального проекта «Здоровье» за 2010 год.
Проведенным обобщением состояния законности в обозначенной сфере установлено, что помимо систематического сбора, накопления и анализа информации контролирующих и правоохранительных органов о ходе реализации и сопровождения приоритетного национального проекта «Здоровье» на поднадзорной территории, прокуратурой района регулярно отслеживается и проверяется информация региональных средств массовой информации; из судебных органов ежемесячно истребуется информация о поступивших и рассмотренных судами заявлениях, свидетельствующих о допускаемых нарушениях в сфере реализации национального проекта.
При прокуроре района продолжает действовать созданная в январе 2007 года рабочая группа по соблюдению законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», на заседаниях которой принимают активное участие представители отраслевых отделов администрации Калининского района г. Чебоксары, ОМ №2 и ОМ №3 по г. Чебоксары, приглашаются и заслушиваются руководители учреждений здравоохранения.
На организованных в истекшем периоде текущего года 12 заседаниях рабочей группы обсуждены основные направления деятельности по надзору за соблюдением законодательства при реализации приоритетного национального проекта, определены критерии выявления и пресечения нарушений законности в указанной сфере, порядок взаимодействия и обмена имеющейся информацией, обсуждены результаты проведенных контролирующими органами и прокуратурой района проверок учреждений здравоохранения, заслушаны руководители расположенных на территории района учреждений здравоохранения.
За анализируемый период прокуратурой района проведено 13 тематических проверок по соблюдению законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
Так, проверка МУЗ «7 городская больница» соблюдения прав несовершеннолетних пациентов закрепленных ст.24 и 30 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан было установлено, что не во всех случаях у детей в возрасте до 15 лет имеется информированное согласие на медицинское вмешательство (например: № 312/5, 875/5 и др.).
Кроме того, запись на прием к врачам участковым педиатрам в режиме «онлайн» на медицинском портале через программу «Электронная регистратура» не осуществляется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года 3890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в приложениях №1 и №2 определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50% скидкой соответственно.
Вместе с тем, в нарушении вышеуказанных требований выявлены случаи не предоставления льготными лекарственными препаратами детей первых 3 лет жизни, а также детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет и отсутствия выписки бесплатных рецептов на назначенные препараты (например: № карты 720/1 назначено лечение анемии, лекарственные препараты не выписаны, № карт №752/5 720/3, 746/5, 669/5, 703/5 – назначено лечение ОРВИ лекарственные препараты не выписаны).
Так же, выявлен факт не своевременного выписывания жизненно необходимого лекарственного средства (страховой полис ЧР 1 146319 - несвоевременная выписка препарата депакин для постоянного приема).
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами своих служебных обязанностей, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан и указывает на отсутствии должного контроля руководства за соблюдением законодательства и исполнением служебных обязанностей работниками.
Подобные факты недопустимы, нарушают нормы действующего законодательства, ввиду чего лица, допустившие выявленные нарушения, подлежат обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в адрес главного врача больницы внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Аналогичные нарушения были выявлены и в ходе проверок МУЗ «2 городская больница» и МУЗ «Городская детская больница».
Всего, по результатам организованных прокуратурой района в 2010 г. надзорных мероприятий по ПНП «Здоровье» выявлено 5 нарушений, внесено 4 представлений (три из которых находятся на рассмотрении) по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2 человека, предъявлено одно исковое заявление (производство по которому прекращено, в связи с отказом от иска заявительницы), организовано 2 выступления в СМИ.