Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!
Мы пели эту песню на конкурсе «Военная песня», посвященном шестидесятилетию Великой Победы, особо не вдумываясь в слова. Потом радовались тому, что заняли первое место. А затем к нам в класс на урок истории пришёл настоящий седовласый ветеран войны. И вот тогда наш шумный класс притих. Мы с трепетом и уважением смотрели на его увешенную орденами грудь и, затаив дыхание, слушали его рассказ о войне.
Он ушёл на фронт, когда ему было четырнадцать лет; служил в сухопутных войсках, участвовал в сражении под Москвой. Был несколько раз ранен, но чудом остался жив. Ветеран показал нам свои ордена и медали. После его рассказа мы поняли смысл и важность многих главных сражений, цифр человеческих потерь и радости Великой Победы.
Придя домой, я позвонила бабушкам и дедушкам, решив узнать, участвовал ли кто-нибудь из нашей семьи в Великой Отечественной войне. Оказалось, что все четыре моих прадеда ушли на войну в 1941г. Один из них пропал без вести, двое - погибли. И только один вернулся больным и израненным. Он дошёл почти до Германии, получил медаль «За взятие Кенигсберга» и умер до моего рождения. Как жаль, что он не дожил до шестидесятилетия Победы, и я не смогла услышать его рассказы о войне.
Но воспоминания о войне живы в памяти не только участников. Её никогда не забудут мои бабушки и дедушки. Они - дети войны. Оставшись без отцов в нижегородской глубинке, живя в многодетных семьях, они испытали на себе все тяготы войны. Старшие брали на себя заботу о младших. С 7-8 лет работали в поле, голодали, ели лепёшки из лебеды вместо хлеба, а ночью пытались найти немного соломы на колхозных полях. В школу ходили по очереди, т. к. валенки были одни на всю семью. Они не были детьми, они сразу стали взрослыми. В деревне совсем не было мужчин. Женщины выполняли самую тяжёлую работу и с надеждой ждали писем с фронта. Тяжёлыми были и послевоенные годы. Люди выстояли благодаря тому, что верили в Победу!
О Великой Отечественной Войне знают и мои родители не только из школьных учебников. Оказывается, моя мама десять лет училась в школе, в которой в годы войны был размещён эвакогоспиталь. И с первого класса ученики с удовольствием на переменах бегали в школьный музей, разглядывая альбомы с фотографиями героев, лечившихся в этом госпитале; рассматривали экспонаты музея, слушали рассказы тех, кто работал в этом госпитале, слушали песни военных лет на патефонных пластинках.
Как же я мало знаю о войне, которая принесла много горя, унеся множество жизней!
Я с увлечением стала читать литературу о войне. Больше всего меня поразил рассказ пятнадцатилетнего мальчика из книги А. Адамовича, Д. Гранина «Блокадная книга». В этой книге помещены дневники Юры Рябкина. Он один старался покормить свою семью (мать, сестру). При слабости и отсутствии еды он всё же стоял в очередях с утра и до вечера. При этом он успевал дежурить в школе, играл в шахматы, читал книги, заполнял дневник, ждал эвакуации и прощался с детскими мечтами. И когда казалось, что спасение близко, мальчик не смог встать с кровати...
Прочитав это, я с гордостью осознала, что принадлежу к народу, который, выиграв войну остановил эту страшную беду. Как можно забыть о страданиях и о мужестве, о любви и ненависти, о смерти и бессмертии?!
И тогда я поняла, что на долю нашего поколения возложена большая ответственность: рассказать нашим детям и внукам о Великой Отечественной Войне. Никто и никогда не дожжен о ней забыть!!!
Не забывай те грозные года...