Здесь нет ни одной персональной судьбы-
Все судьбы в единую слиты.
В.Высоцкий.
Прошло уже 60 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, и мне трудно писать о судьбах людей, чьё поколение с каждым годом всё больше уходит в мир иной.
Великая Отечественная война стала одной из самых страшных трагедий в истории нашей страны, а значит, и в судьбе всех русских людей. И я не могу не писать о войне, потому что самые сложные судьбы - это судьбы людей, прошедших нечеловеческие испытания. В самом страшном сне советским людям не могло привидеться, что война будет продолжаться долгие, казавшиеся бесконечными четыре года, что враг пройдет до Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, что наши потери составят 27 миллионов человек, что десятки городов будут превращены в руины, сотни сел в пепелища.
Война... Это слово звучит как набат. Девятнадцатилетние мальчики шли на войну, «не долюбив, не докурив последней папиросы? Моему прадеду было чуть больше девятнадцати, он тоже не вернулся с войны. Прабабушка рассказывала маме, что прадед был самым неунывающим. О себе любил говорить: «Я самый счастливый на свете!» Лучики его счастья согревали всех. Рядом с ним хотелось петь, любить всех, хотелось обнять мир руками, заботиться о каждой травинке, о каждой букашке. Мама говорит, что долгое время нам было известно, что он пропал без вести. Но в 1970 году из далёкой Сивашской школы следопыты прислали письмо, в котором сообщали, что мой прадед, Мунин Петр Иванович, погиб, защищая их село, и похоронен в братской могиле, и приглашали всю нашу семью на открытие монумента Славы. Так от печали до радости оказался всего один шаг- письмо. Несмотря на это известие, прабабушка до конца жизни не могла привыкнуть к мысли, что не надо ждать. Она говорила: «Я не сумасшедшая, но я его жду...Мертвым его не видела...Не целовала...Жду...» К сожалению, тогда наша семья не поехала, о чем сегодня бабушка не может вспоминать без слез, ведь когда мой прадед уходил на войну, он даже не знал, что его молодая жена ждет ребенка.
Война круто изменила и жизнь моей бабушки. Молодая беззаботная студентка, она до войны не знала ни бед, ни проблем. Она не знала, что такое нищета, голод, страх за всю свою жизнь и жизнь своих близких. Она, как и все люди того времени, считала, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
Но пришла война. Жизнь прабабушки разом «разломилась» на две части - на «до» и «после», её маленький мирный мирок рухнул. Начало войны её нисколько не напугало, она даже с радостью встретила эту новость: «Наконец-то и мне выпадет роль в истории». Но как прабабушка ошибалась! Её не взяли на фронт, ведь она была беременной, нужно было рожать, а не воевать.
На долю прабабушки, как и на долю всех советских людей, оставшихся в тылу, выпало не меньше бед и страданий, чем на долю? кто ушел на фронт.
Из Москвы, где училась бабушка в МВТУ имени Э.Баумана, она эвакуировалась в Ташкент. Сколько бед, страданий видит прабабушка на своем пути. «Неужели это не во сне - забитые вокзалы, плачущие женщины, пустые базары»,- спрашивала себя молодая женщина. Кругом она видела таких же, как и она, обездоленных, голодных, лишившихся последнего крова людей. Многие ехали в поезде, сами не зная, что их ожидает. Всюду на вокзале прабабушка видела одно и тоже: сотни людей, занимающих свободные уголки, пустые лавки, огромные очереди за обедами, десятки объявлений: «Ищу.. .Пропал...Разыскиваю...»
Приехав в Ташкент, прабабушка не нашла родных, а лишний рот никому чужому не был нужен. Жизнь ударила по ней незаметно, когда она этого совсем не ожидала. «Что делать? Куда идти? Как жить дальше? Где найти ночлег?»- эти и другие вопросы путались в голове, мешали сосредоточиться.
Но прабабушка мужественно перенесла все тяготы и беды, свалившиеся на неё, поддерживая себя одной только мыслью: «Что стоит беда- беда одного человека перед трагедией целой страны!?»
«Вот она, война...великая бездомность сотен и тысяч людей»,-пишет Э.Казакович в своей «Звезде». Так и прабабушка вынуждена была скитаться по улицам Ташкента с младенцем на руках, ища жильё. Теперь она не беззаботная студентка, а мать, отвечающая не только за свою, но и за жизнь сына.
Прабабушка говорила, что именно тогда, когда сына нечем было кормить, она вдруг ясно поняла, как неотвратимо судьба страны
преломляется в судьбе отдельного человека, даже такого маленького, как ее сын. Разве она одна работала на оборонном заводе по 16-18 часов в сутки? Разве она одна отдавала все свои силы ради победы над фашизмом?! Нет! Им не давали орденов и медалей за их титанический труд. Да и не за ордена и медали работали они. Я горжусь своей прабабушкой. Но я не хочу, чтобы на Земле были войны. Не хочу, чтобы мои дети писали сочинения ко Дню Победы на примере судьбы их деда, отца, матери.