Когда была война…
Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет…
А. Макаревич
Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной. А часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто жил в оккупации, в тылу, боролся и смог выжить.
Сегодня, в канун шестидесятилетия Победы, мы обращаемся ко всем ветеранам Великой Отечественной войны со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что много лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и тем самым обеспечили нам, потомкам, мирную жизнь!”
Я пишу сочинение, чтобы вспомнить сегодня великий подвиг Женщины-Матери, воспитавшей, провожавшей, ждавшей и работавшей, заменяя сына и мужа, - в Победе есть и ее доля.
Когда была война, меня еще не было на свете, не было и моих родителей, зато моя бабушка знает о той войне не понаслышке. Я иду к ней с расспросами: “Бабушка, а как было, когда была война?”
Она откладывает в сторонку вязание, берет старый альбом с фотографиями и вспоминает, а передо мной встают картины ее жизни. И так ярко и образно ведет она свой рассказ, что мне кажется, я сама была участником этих событий. Вся жизнь ее семьи в те суровые годы промелькнули у меня перед глазами. Да, вся жизнь: их горе и радость.… И смерть. Подвиг… Да, подвиг. В чем он? Какой он? Мы думаем: подвиг, когда красиво говорят.… А вот такой подвиг не ценим. Проходим мимо. Правильно ли это?
Вглядываясь в старую фотографию, бабушка рассказывает: “Когда была война, я была совсем маленькой, а было мне одиннадцать лет. Многого тогда я не понимала, но события того страшного времени сохранились в моей памяти на всю жизнь…”.
Одиннадцать лет! А мне сейчас тринадцать. Я невольно сравниваю и думаю, как такая девочка смогла запомнить все события тех дней, но не зря говорят, - детская память цепкая. Бабушка достает из альбома одну – единственную фотографию предвоенных лет. Она пожелтела со временем, чуть поистерлась, но лица людей, изображенные на ней, видны хорошо, они внимательны и сосредоточенны. В центре сидит женщина (это моя прабабушка Мария Гавриловна), на коленях у нее маленькая девочка – это и есть моя бабушка Лидия, по краям стоят ее сестры Нина и Юлия, брат Михаил. Среди них еще нет одного человека, старшего сына прабабушки Исая. Он в то время уже служил в морском флоте и был подводником. Исай служил на подводной лодке, на которой побывал и в Америке, и в Африке. Вот сохранилась его фотография, но сохранилась и память о нем и о той жизни в детские годы, выпавшие на войну, которая прошлась и по родной деревне Ново-Исаково.
С началом войны сухим, голым огнем загорелась жизнь человеческая. Пришла беда – отворяй ворота. Мужчины уходили из деревни один за другим, изо дня в день все на фронт. В деревнях и селах мужчин не осталось – они воевали на фронте. Остались только старики, женщины и дети.
Бабушка рассказывает: “Мы, ребятишки, помогали взрослым в колхозе. Управлялись с лошадьми, пахали, сеяли, возили корм на телегах. За военные годы обносились люди – все дети бегали в сплошном рванье и босиком, не смотря на то, что земля холодная. Взрослые были одеты не лучше, чем дети, - в обтрепанные, измызганные одежонки, в заплатанные кофты и юбки. Жили в основном на картошке, выращенной на своем наделе земли. В годы войны, как никогда, урожай картошки собирали богатый. Этот овощ спас многих людей от голода.
В жалкие крохи серой, как дорожная пыль, муки из отходов мама подмешивала ту же картошку, семена лебеды, тыквенную мякоть. Хлеб из такой муки получался тяжелым, как кирпич, мокрым, горьким на вкус. Но мы и этому были рады, а когда чай пили, о сахаре и не мечтали”.
Все эти годы прабабушка боялась и думать, как сложится судьба сына и дочери Юли, которую тоже призвали в армию. Когда Юлия уходила из дома, прабабушка напутствовала: “Юля – дочь, служи честно, если даже будет невыносимо трудно, не подумай о побеге. Итак, мы не как все люди…(их семья была раскулачена). Если придется умереть, так с честью, чтобы нам, твоим близким, не было за тебя стыдно”.
Ночью, в тишине, когда только часы тикают, чудилось ей, будто кто-то мерным шагом все идет издалека, все приближается. Стукнет в глухой час калитка от ветра, она вздрогнет, а потом долго не спит, считая, чтобы заснуть, удары маятника, про себя в душе считает чьи-то шаги. А днем и виду не показывает, что душа стонет. Хлопочет по хозяйству, кружится, как все. Детей поднимать надо: кормить, одевать, обувать.
Юлия прошла службу в армии в годы войны. Она работала на Горьковском автозаводе, который в военные годы выпускал военную технику для фронта.
Юлия вернулась больной: не ходили ноги. Но прабабушка выходила, вылечила ее. В этом году Ивановой Юлии Ильиничне, ветерану Великой Отечественной войны, исполнилось восемьдесят лет. Она проживает в деревне Челкасы.
Бабушка также вспоминает, как они, любопытные ребятишки, бегали на станцию Урмары, чтобы провожать эшелоны, которые шли на запад с военной техникой, как мимо проходили поезда с солдатами, которые отправлялись на фронт. Иногда останавливались поезда с ранеными солдатами, и тогда , жители станции Урмары , носили к поезду хлеб, картошку.
1418 дней и ночей разделяют две даты – 22 июня 1841 года и 9 мая 1945 года. Не все дожили до светлого праздника – Дня Победы. Но в благодарной памяти потомков они останутся вечно живыми….
Много сложено песен о войне, много написано книг, но сегодня у меня в руках одна – это “Книга памяти”, в ней есть имена моих земляков, прославивших свою родную урмарскую землю. Я горжусь ими! В “Книге памяти” есть фамилия моего прадеда , Уливанова Никиты Ивановича, который погиб и был захоронен в 1944 году в городе Грудзендз в Польше.
Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет. Как все минувшее, чему мы не были свидетелями, ни участниками, та Великая война вызывает у нас не воспоминания, а мысли…
Мы не можем этого вспомнить, и заново пережить, потому что это было не с нами. 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Но мы должны помнить о них!
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям;
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.